История возникновения Всемирного дня защиты прав потребителей Печать

Всемирный день защиты прав потребителей — это просветительское мероприятие, затрагивающее всего один аспект жизни в обществе. Но аспект этот крайне важен, ведь практически все люди ежедневно выступают в роли потребителей.

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. Празднование этого дня вошло в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил 4 основных права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть выслушанным.

Всемирная организация союзов потребителей Consumer International (СI) добавила ещё 4 права и, таким образом, признает восемь основных прав потребителей:

  • право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);
  • право на безопасность (на защиту от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
  • право на информацию (на защиту в случае мошеннически ложной или вводящей в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимый для совершенствования обоснованного выбора);
  • право на выбор (на возможность доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
  • право на выражение интересов потребителей (быть выслушанным, отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
  • право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
  • право на потребительское просвещение (на приобретение знаний и навыков, позволяющих потребителю постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);
  • право на здоровую окружающую среду.

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя 2 года – 9 апреля 1985 года – Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей (резолюция 39/248 Генеральной Ассамблеи ООН).

С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие указанной резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В России Всемирный день защиты прав потребителей впервые отмечался во всех регионах в 1994 году. Ежегодно, накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, утверждается девиз, в котором определяются направления деятельности по проведению указанного дня.

В 2019 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Trusted Smart Products» - «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».

Этот день является напоминанием нам, потребителям о наших правах, с помощью которых государство охраняет наши интересы.

 

С 11 по 25 марта 2019 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай и его территориальных отделах продолжает работу «горячая линия». Специалисты Управления готовы оказать любую консультационную помощь жителям и гостям региона по вопросам приобретения товаров и услуг, в том числе, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также по вопросам, связанным с изменениями в законодательстве по защите прав потребителей.

Номер телефона «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай: 8(38822) 64241 (понедельник-четверг – с 9:00 до 17:00, пятница – с 9:00 до 16:45, перерыв на обед с 13:00 до 14:00).

Адреса и телефоны территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай размещены на сайте http://04.rospotrebnadzor.ru, в разделе «Об Управлении/Территориальные отделы».

Также обращение можно направить по электронной почте e-mail:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Консультирование потребителей будет осуществляться не только на личном приеме и по телефонам горячих линий, но и в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в торгово-развлекательных центрах и т.д. В г. Горно-Алтайске по адресу пр.Коммунистический, 13, 15 марта 2019 г. с 10-00 до 14-00 в рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню потребителей, представители Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай, Государственной жилищной инспекции, администрации МО «город Горно-Алтайск» проведут прием граждан    по вопросам защиты прав потребителей в сфере торговли, общественного питания, услуг ЖКХ.

Кроме того, напоминаем потребителям о существовании специализированного государственного информационного ресурса, где каждый желающий может ознакомиться с памятками и обучающими видеороликами, посвященными защите потребительских прав, образцами претензионных и исковых заявлений, а также с наиболее актуальными примерами судебной практики Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.