Резолюция Совещания с руководителями предприятий туризма и отдыха Республики Алтай Печать

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Сборник материалов совещания

с  руководителями предприятий туризма

и отдыха Республики Алтай

21 мая 2009 года

Горно-Алтайск 2009.

ПРОГРАММА

Совещания с руководителями предприятий туризма и отдыха Республики Алтай

Начало в 11-00 21 мая 2009 года

№ п/п

Тема доклада

докладчик

Время доклада

1.

Об исполнении резолюции совещания с руководителями предприятий туризма и отдыха Республики Алтай, состоявшегося 12.11.2008.

Зяблицкий Сергей Иванович – президент Ассоциации туроператоров

15 минут

2.

О мерах по обеспечению защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия при оказании услуг в сфере туристического бизнеса в сезон 2009 года

Романов Михаил Степанович – зам. Руководителя Управления Роспотребнадзора по РА

10 минут

3.

Требования законодательства РФ по защите прав потребителей при оказании туристических услуг

Матвеева Нина Анатольевна – зам. Начальника отдела защиты прав потребителей

10 минут

4.

О разрешительных мероприятиях при осуществлении туристической деятельности

Кучукова Вера Федоровна – начальник отдела регистрации и лицензирования

10 минут

5.

Организация производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства на туристических объектах

Архипов Геннадий Степанович- главный врач ФГУЗ ЦГиЭ в РА

10 миинут

6.

Организация мероприятий по проведению дератизации, дезинфекции и дезинсекции

Кирьянов Виктор Александрович – зам. Директора Республиканского ФСЭБ

10 минут

7.

Выступление представителей туроператоров, вопросы, принятие резолюции

 

30 минут

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Управление по Республике Алтай

РЕЗОЛЮЦИЯ

Совещания с руководителями предприятий туризма и отдыха Республики Алтай

21 мая 2009 г.                                                                                                  г. Горно-Алтайск

Председатель:

- Заместитель Руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай – Михаил Степанович Романов

Присутствовали:

- Президент ассоциации туроператоров Республики Алтай – С.И. Зяблицкий;

- Начальник отдела регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай – В.Ф. Кучукова;

- Начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай – А.М. Сумина;

- Начальник отдела эпидемиологического надзора -  М.П. Бородулина;

- Главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» - Г.С.Архипов;

- Зам. Директора фонда санэпидблагополучия  Республики Алтай;

-  Руководители предприятий туризма и отдыха Республики Алтай;

Заслушав, информацию специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике и Алтай и представителей предприятий туризма и отдыха, совещание решило:

 

  1. Управлению Роспотребнадзора по Республике Алтай:

1.1. Продолжить работу по выявлению юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере туризма с нарушением прав потребителей и санитарного законодательства, путём направления запросов в муниципальные образования и другие органы власти

1.2. Обеспечить взаимодействие с Управлениями Роспотребнадзора Российской федерации по пресечению несанкционированной деятельности туроператоров, осуществляющих активные туры в Республике Алтай, зарегистрированных в других субъектах РФ

1.3 Обеспечить своевременную проверку исполнения предписаний, выданных руководителям предприятий туризма и отдыха по устранению нарушений действующего законодательства по итогам 2008 года

  1. Главному врачу ФГУЗ ЦГиЭ в Республике Алтай  Г.С.Архипову:

2.1.При проведении лабораторных исследований в рамках производственного контроля, объём исследуемых образцов воды, готовых блюд, смывов с объектов окружающей среды привести в соответствие с мощностью предприятия и количеством приготовляемых блюд

2.2.С целью своевременного принятия мер по предупреждению возникновения  и распространения инфекционных заболеваний обеспечить информирование Управления Роспотребнадзора по РА о всех случаях выявления нестандартных анализов, полученных  в ходе производственного лабораторного контроля

2.3. Обеспечить своевременное гигиеническое обучение персонала и руководителей предприятий туризма и отдыха

  1. Руководителям предприятий туризма и отдыха:

3.1. Обеспечить устранение нарушений и исполнение предписаний, выданных Управлением Роспотребнадзора по РА в 2008 году до начала туристического сезона

3.2. Обеспечить безусловное выполнение требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на подведомственных объектах:

  • Обеспечить наличие полной и достоверной информации для потребителей на вывеске, в местах оформления туристов, в местах их проживания и питания
  • Места проживания привести в соответствие с требованиями стандартов
  • Не допускать реализацию турпродукта без внесения в единый федеральный реестр туроператоров, без наличия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта
  • источники водоснабжения привести в соответствие требованиям СанПиН
  • подготовить к работе пищеблоки учреждений, провести необходимый ремонт помещений, ревизию технологического и холодильного оборудования, внутренних и наружных сетей водоснабжения
  • обеспечить проектирование и строительство локальных очистных сооружений канализации
  • иметь необходимый запас моющих и дезинфицирующих средств
  • организовать гигиеническое обучение и профессиональную подготовку персонала пищеблоков, технического персонала и инструкторов предприятий летнего отдыха
  • обеспечить проведение дератизации территории 2 раза в году (осень, весна)
  • не позднее, чем за 2 недели до заезда отдыхающих провести специальную обработку территорий и прилегающих зон против переносчиков возбудителя клещевого энцефалита. Установить щиты, аншлаги, с информацией об опасности заражения и мерах профилактики этого заболевания
  • организовать реализацию комплектов защитной одежды, противоклещевых аэрозолей, средств экстренной профилактики и т.д.
  • обеспечить выполнение программ производственного контроля
  • при проведении лабораторных исследований в рамках производственного контроля, объём исследуемых образцов воды, готовых блюд, смывов с объектов окружающей среды привести в соответствие с мощностью предприятия и количеством приготовляемых блюд, предусмотреть исследование удвоенного количества образцов при выявлении нестандартных

3.3. Рассмотреть вопрос о создании саморегулируемой организации предприятий туризма и отдыха, несущих солидарную ответственность

3.4. Обеспечить экстренное информирование Управления Роспотребнадзора по РА о чрезвычайных и аварийных ситуациях, а также фактах коррупционных проявлений со стороны работников Управления Роспотребнадзора, либо ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» по телефонам: факсам: , электронной почте:

  1. Рекомендовать Главам муниципальных образований  «Майминский район», «Чемальский район», «Турачакский район», «Улаганский район», «Кош-Агачский район», «Усть-Коксинский район»:

4.1. Провести переучёт объектов туризма и отдыха, расположенных в населённых пунктах и межселенных территориях, информацию с указанием владельцев, адресов и контактных телефонов представить в Управление Роспотребнадзора по РА

4.2. Принять    меры по упорядочению сбора и утилизации твёрдых и жидких бытовых отходов с применением современных технологий

4.3. Утвердить Схемы сбора, вывозки и утилизации отходов производства и потребления, с учётом сбора и вывозки отходов из мест неорганизованного отдыха и туристских маршрутов (берега водоёмов, земли лесного фонда)

4.3. Предусмотреть совершенствование системы сбора отходов, их сортировки на стадии сбора и максимального использования в качестве вторичного сырья (прессование картона, ПХВ и ПЭТ отходов с последующей вывозкой в места переработки)

4.4. Принять  меры разработке и утверждению схем территориального планирования муниципальных районов, обеспечить разработку и утверждение Правил землепользования и застройки межселенных территорий, обеспечить контроль их исполнения, принять меры по сносу незаконно возведённых строений на межселенных территориях

4.5. Совместно с Министерством природных ресурсов разработать Правила прохождения туристских маршрутов по землям лесного фонда и межселенным территориям с целью пресечения несанкционированного передвижения групп туристов

5.  Резолюцию совещания с руководителями предприятий туризма и отдыха опубликовать в СМИ

 

 

 

Заместитель руководителя                                                              М.С.Романов

 

 

Представитель предприятий туризма и отдыха __________________________

 

Представитель Министерства туризма РА ______________________________

 

 

 

 

О мерах по обеспечению защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия при оказании услуг в сфере туристического бизнеса в сезон 2009 года

В конце апреля, мае т.г. проводится масса организационных мероприятий по проведению  туристического сезона 2009 года, в частности

  • 29.04.2009 Глава республики, Председатель Правительства А.В.Бердников провёл расширенное совещание с участием руководителей туристических объектов,
  • 05.05.2009 состоялось рабочее совещание при Главном федеральном инспекторе,
  • 13 мая состоялось заседание Правительственной координационной комиссии по туризму под председательство заместителя председателя Правительства РА
  • 14 мая прошло заседание Координационного совета при Главном федеральном инспекторе.
  • 15 мая в Чемале поведено выездное заседание Коллегии министерства туризма и инвестиций,
  • 21.05.2009 проводится совещание в Управление РПН по РА с участием руководителей туробъектов,
  • одновременно будет проведено гигиеническое обучение Центром гигиены и эпидемиологии с проведением итоговой аттестации,
  • сегодня же в 11-00 в администрации МО «Майминский район» проводится совещание о готовности туристических баз к сезону

Проведение рабочих совещаний с представителями туристического бизнеса в последние годы стало традиционным на самом различном уровне. Наше Управление не осталось в стороне и в этом зале мы с вами встречаемся по 2 раза в год, начиная с осени 2005.

Проведение подобных совещаний было обусловлено недовольством ряда руководителей туристических предприятий активизацией надзорной деятельности вновь созданного Управления Роспотребнадзора по РА, жалобами в Правительство РА, полномочному представителю Президента в СибФО, прокуратуру СМИ и пр.

Основными целями проведения совещаний были проведение разъяснительной работы, снижение административного давления на туристический бизнес и конечно устранение нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на туристических объектах. Для этого мы с вами вырабатывали и принимали совместные резолюции совещаний, принимали на себя определённые обязательства, разрабатывали и согласовывали планы-задания по устранению нарушений.

В целях обеспечения выполнения поставленных задач в сфере туризма, Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай применяются различные организационные, надзорные и административные методы работы.

Внедрено в практику проведение совещаний с туроператорами, на которых обсуждаются проблемы туристской отрасли, требования законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

ФГУЗ Центром гигиены и эпидемиологии в РА проводится гигиеническое обучение руководителей и сотрудников туристских объектов.

Управлением Роспотребнадзора по РА принимаются все необходимые меры предупредительного характера, направленные на устранение нарушений до начала сезона и сокращение надзорных мероприятий в период массового пребывания туристов и отдыхающих.

На сегодня на учёте в Управлении находятся 99 туристских объектов, однако по данным Министерства туризма количество туристических объектов на начало 2009 года возросло до 161, а на налоговом учёте состоит 218 юридических лиц и 87 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристическую деятельность.

К административной ответственности в 2007 году привлечено 78 должностных и юридических лиц. Судами общей юрисдикции рассмотрено 27 материалов, вынесено 15 Постановлений  об административном приостановлении деятельности туробъектов.

По ряду туристских объектов материалы направлялись по подведомственности в Арбитражный суд, Управление Федеральной антимонопольной службы, Управление Федеральной налоговой службы, органы внутренних дел и Управление Росприроднадзора по РА, по которым приняты соответствующие административные меры.

В 2008 году в сфере туризма в отношении должностных и юридических лиц возбуждено 74 административных производства, Управлением наложено 56 штрафов, на сумму 79500 рублей, за неисполнение предписаний 12 материалов переданы в суды общей юрисдикции.

Таким образом, административная нагрузка со стороны органов Роспотребнадзора в сравнении с 2005 годом снизилась в 2,5 раза.

Между тем, на многих туристских объектах, по-прежнему, выявляются нарушения положений Закона РФ «О защите прав потребителей» и Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».  Зачастую отсутствует информация о фирменном наименовании организации, о государственной регистрации, наименовании зарегистрировавшего ее органа.

На так называемых кемпингах, летних турстоянках, лагерях, приютах, аилах и т.п., грубо нарушаются требования ГОСТа Р51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения», подъездные пути и прилегающие территории не благоустроены, площадок с твёрдым покрытием для стоянки автотранспорта нет, освещения нет, зачастую отсутствует холодное водоснабжение, не говоря уже о горячем, не соблюдаются нормы площади в жилых комнатах, используется мебель кустарного изготовления (топчаны, нары). Тумбочки, шкафы, стулья, столы не предоставляются.

Подобная ситуация отмечается на туркомплексе «Пилот» (ИП Греков), туркомплексе «Долина Сартыкпая», турбазе «Белый камень», при этом владельцы этих объектов заключают договоры с детскими организациями других регионов и в антисанитарных условиях осуществляют деятельность по «оздоровлению» детей. В результате такого «оздоровления» среди детей отмечается простудная заболеваемость и крупные вспышки кишечных инфекций.

Продолжают иметь место нарушения при организации водоснабжения туристских объектов. Только 20 предприятий получили положительные заключения на условия водоснабжения. Остальные либо не принимают мер по приведению источников водоснабжения в соответствие санитарным нормам, либо вовсе используют привозную воду.

Руководители туристических объектов не обеспечили проектирование и строительство локальных очистных сооружений. На сегодняшний день только на 7 объектах оборудованы локальные очистные сооружения.

Не на всех пищеблоках устранены нарушения санитарного законодательства. По-прежнему не везде созданы условия для соблюдения правил личной гигиены, как для персонала, так и для посетителей. Недостаток производственных помещений и площадей  приводит к нарушению технологических процессов, наличию встречных потоков сырья и готовой продукции, чистой и грязной посуды. Не везде созданы надлежащие условия для мытья кухонной и столовой посуды, моечных ванн недостаточно. Нередки случаи нарушения условий и сроков хранения скоропортящихся пищевых продуктов.

По итогам 2008 года руководителям туристических объектов на территории Республики Алтай выдано 61 предписание по устранению нарушений действующего законодательства, как санитарного, так и в сфере защиты прав потребителей. В том числе по Майминскому району 18, со сроком исполнения до 30.05.2009, в Чемальском районе 20, со сроком исполнения 01.05.2009, в в Турачакском районе 14, в Улаганском районе 5 предписаний, в Усть-Коксинском районе 4, со сроком исполнения до 25.05.2009.

Поступившая из Чемальского района информация свидетельствует о далеко неполном исполнении туристическими предприятиями предписаний, выданных Роспотребнадзором по итогам 2008 года.

Далеко не все источники водоснабжения приведены в соответствие требованиям СанПиН. Не в полном объёме проведены работы по подготовке пищеблоков, проведению ремонта помещений, ревизии технологического и холодильного оборудования, внутренних и наружных сетей водоснабжения.

Большая часть баз отдыха не преступала к проектированию и строительству локальных очистных сооружений канализации.

Между тем, в последние годы в Республике Алтай отмечается неуклонный рост численности туристов и отдыхающих, растёт количество мест размещения на турбазах, гостиницах, кемпингах, турстоянках, в «зелёных» и «сельских» домах. Численность туристов и отдыхающих в 2008 году, по данным Минтуризма, достигла 1 миллиона человек, со средним сроком пребывания 7 дней. А это значит, что на территории республики, только в летний период, дополнительно образовалось более 35000 кубических метров твёрдых бытовых отходов и более 100000 кубометров сточных вод (около 1000 кубометров в сутки).

Ни для кого не секрет, что наиболее посещаемыми территориями являются Чемальский, Майминский и Турачакский районы. Однако, ни в одном из этих районов типовых полигонов для утилизации ТБО нет, имеющиеся свалки мусора переполнены, эксплуатируются с грубейшими нарушениями санитарных норм. Примитивные поля фильтрации в Чемальском районе способны принять не более 200 кубических метров сточных вод, а в районе Телецкого озера полей фильтрации нет вовсе.

Транспортировка сточных вод с баз в Майминском районе на городские очистные сооружения за 40-50 км экономически нецелесообразна и достоверность факта утилизации сточных вод на городских сооружениях канализации вызывает большие сомнения. Мощность локальных очистных сооружений, введённых в эксплуатацию в 2008 году на 7 базах отдыха, не превышает 200 кубических метров сутки.

Таким образом, большая часть сточных вод (50000 м куб.) утилизирована в неустановленных местах. Чтобы увидеть, как утилизируются твёрдые бытовые отходы достаточно проехать вдоль Чуйского и Чемальского трактов, где прямо с дороги видны кучи мусора. Что уж говорить об отдалённых, посещаемых туристами местах.

По данным Минтуризма РА по территории республики проходит около 300 зарегистрированных туристских маршрутов, ещё больше маршрутов не зарегистрировано и осуществляется самовольно. Активные маршруты (сплавы, конные, пешие, комбинированные) проходят за пределами населённых пунктов на межселенных территориях, землях лесного фонда, водных объектах и т.п. Согласно ст. 15 ФЗ №131 «Об основных принципах местного самоуправления», разработка правил землепользования и контроль за их исполнением, входит в компетенцию муниципальных образований районов. К сожалению, в республике до сих пор Правила землепользования межселенными территориями не разработаны, контроль за прохождением активных маршрутов не проводится. Сбор и вывозка отходов с туристских маршрутов не организованы.

Между тем, согласно данным Министерства туризма, по активным маршрутам ежегодно проходит 32000 туристов, со средним сроком пребывания на маршруте 10 дней. А это значит, что на территории маршрутов остаётся более 1600 кубических метров бытового мусора ежегодно, и никто его оттуда не вывозит.

Сегодня никто не назовёт количество «зелёных» и «сельских» домов в наших сёлах, Минтуризма приводит цифру около 300, а это как минимум 4000 мест размещения. Следовательно, только в «зелёных» и «сельских» домах образуется за сезон до 12000 кубометров мусора и до 40000 кубометров жидких бытовых отходов.

Схемы сбора, вывозки и утилизации отходов производства и потребления Главами муниципальных образований до сих пор не разработаны и не утверждены. Контейнеров для сбора мусора недостаточно повсеместно, имеющиеся своевременно не очищаются, вокруг скапливаются кучи мусора. Мусор растаскивается бродячим скотом, разносится ветром.

Оправдание невозможности организации регулярной санитарной очистки отсутствием денег не приемлемо, поскольку на ликвидацию несанкционированных свалок ежегодно расходуется значительно больше бюджетных средств, предназначенных на благоустройство населённых мест.

В 2008 году твёрдые и жидкие отходы от баз на Телецком озере вновь вывозились в район полигона промышленных отходов в окрестностях с. Иогач. Строительство нового полигона затягивается на неопределённое время. Меры по организации утилизации отходов по упрощённой схеме (траншейная схема складирования ТБО) не принимаются.  Из-за отсутствия условий для утилизации твёрдых и жидких бытовых отходов крупнейшая база на Телецком озере «Золотое озеро» в сезоне 2008 не работала. Сезон 2009 года в районе Телецкого озера под угрозой срыва.

В Чемальском районе сточные воды без предварительной очистки продолжают сбрасываться на примитивные поля фильтрации, мощность которых в несколько раз ниже объёмов утилизируемых отходов. Свалки мусора в окрестностях с.с. Чемал и Чепош переполнены. Утилизация отходов производится с грубейшими нарушениями действующего законодательства. В текущем году Управлением Роспотребнадзора по РА будут приняты меры по административному приостановлению их деятельности.

Главами муниципальных образований районов по-прежнему не разработаны Программы развития туристской отрасли района с учётом сложившейся инфраструктуры и экологической нагрузки, не принимаются меры по упорядочению сбора, вывозки и утилизации твердых и жидких бытовых отходов в местах дислокации баз и мест отдыха. Затягивается разработка и утверждение схем территориального планирования муниципальных районов. Не разработаны Правила землепользования и застройки межселенных территорий. Не принимаются меры по сносу незаконно возведённых строений на межселенных территориях.

Однако, не смотря на отсутствие основополагающих нормативных документов,    Главы муниципальных образований активно «раздают» земельные участки под строительство баз отдыха, разрешения на строительство объектов выдаются без наличия проектных решений, прошедших государственную экспертизу, аналогично выдаются и разрешения на ввод в эксплуатацию.

Отсутствует контроль со стороны муниципальных образований за целевым использованием земель. При попустительстве Глав муниципальных образований, продолжает иметь место стихийное, зачастую самовольное строительство баз отдыха.

Бессистемно застраиваются земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения,  прибрежные полосы и водоохранные зоны поверхностных водоёмов. Активно строятся базы отдыха в черте населённых пунктов, в том числе и на берегах водоёмов (с.с.Артыбаш, Иогач, Рыбалка, Соузга, Манжерок, Усть-Муны, Барангол, Чепош, Узнезя, Эликманар, Чемал).

Сложившаяся ситуация причиняет существенный ущерб, как порядку управления, так и бюджету республики, приводит к нарушению конституционных прав граждан.

Информация о недостатках в сфере туристической отрасли направлена в органы законодательной и исполнительной власти республики, Главному Федеральному инспектору по Республике Алтай, внесены предложения по нормализации ситуации. Материалы по поводу бездействия Главы МО «Турачакский район» по организации утилизации и переработки отходов преданы в прокуратуру Республики Алтай.

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев 28 апреля т.г. подписал Федеральный закон №60 о введении в действие с 01 мая 2009года положений ФЗ №294 от 30.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части организации и проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки будут проводиться не чаще чем один раз в три года, причём основанием для включения плановой проверки в ежегодный  план является истечение трёх лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимательства, со дня окончания последней плановой проверки, со дня начала осуществления предпринимательской деятельности.

Однако, следует отметить, что закон предусматривает проведение плановых проверок в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения (ряд туристических субъектов такую деятельность осуществляют) два и более раз в три года, Периодичность их проведения будет установлена отдельным актом Правительства РФ.

ФЗ №294 в ст.10 определил и основания для проведения внеплановой проверки:

 

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 ст.10, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Необходимо отметить, что проверка исполнения предписаний и проверка, связанная с нарушением прав конкретных потребителей не требует согласования с прокуратурой.

Пункт 1 ст. 17 ФЗ №294 обязывает надзорный орган при выявлении нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

  • выдать предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения,
  • принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению,
  • меры по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде,
  • а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Пункт 2 ст. 17 того же закона обязывает надзорный орган при наличии угрозы жизни, здоровью граждан, окружающей среде:

  • незамедлительно принять меры по предупреждению причинения вреда или прекращению причинения вреда вплоть до временного запрета деятельности
  • отзывать продукцию, представляющую опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота
  • доводить до сведения граждан, а также до других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения

 

Необходимо отметить, что ФЗ №294 предусматривает не только права, но и ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона, в частности в ст.25 сказано:

1. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не освободил их от обязанностей исполнения положений Законов «О защите прав потребителей» и «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения».

В частности в ст.11 ФЗ №52 предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний органов Госсанэпиднадзора, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В Управление Роспотребнадзора по РА информация с туристических предприятий  об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов не поступает. О подобных случаях становится известно либо из жалоб, либо из лечебных учреждений при поступлении больных с признаками отравлений либо инфекционных заболеваний. А ведь эта информация необходима для принятия оперативных решений, направленных на предупреждение причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде.

В соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля …» Юридические лица и индивидуальные обязаны

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п.2.4. СП производственный контроль включает:

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний

сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

2.5. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

2.6. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

2.7. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно требованиям п.5.1. СП 1.1.1058-01 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должны принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе:

- приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;

- прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;

- информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;

- принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Организация качественного производственного контроля и своевременное информирование органов Роспотребнадзора о тех или иных нестандартных ситуациях, принятие своевременных управленческих решений позволит избежать осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки на туристических объектах

 

Методические рекомендации

по соблюдению норм законодательства РФ,

направленных на обеспечение

санитарно-эпидемиологического благополучия

и защиту прав потребителей на

объектах туризма и отдыха Республики Алтай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Горно-Алтайск 2009.

1. Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию, водоснабжению, оборудованию предприятий  туризма и отдыха

1.1. Гигиенические требования к организации хозяйственно-питьевого водоснабжения на объектах туризма

В соответствии с ФЗ №52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, для купания, отдыха, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Питьевая вода должна быть безвредной в эпидемиологическом и радиационном отношении, быть безвредной по химическому составу, обладать благоприятными свойствами. Эти требования изложены в санитарных правилах и нормах:

- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.»

- СанПиН 2.1.4.1075-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

- СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».

Лабораторные исследования последних лет показывают, что в принципе питьевая вода используемая населением Республики Алтай  изначально по своему природному составу соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим  и химическим показателям. По химическому составу несоответствие в некоторых районах только по жесткости ( в таких районах как Усть-Канский, Онгудайский, Майминский, Шебалинский).

 

Продолжают иметь место нарушения при организации водоснабжения туристских объектов. Только 20 предприятий получили положительные заключения на условия водоснабжения. Остальные либо не принимают мер по приведению источников водоснабжения в соответствие санитарным нормам, либо вовсе используют привозную воду.

 

Качество почвы и воды на объектах туризма

 

 

Процент проб, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям в %

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Республика Алтай

Почва

10,3

9,8

12,4

11,6

12,3

Подземные водоисточники

7,4

7,2

6,9

4,4

3,1

Чемальский район

Почва

10,5

12,4

15,0

14,8

15,5

Подземные водоисточники

6,6

6,8

7,5

8,1

8,5

Майминский район

Почва

6,3

10,2

12,6

15,8

16,0

Подземные водоисточники

9,3

10,5

11,0

10,8

11,4

Турачакский район

Почва

8,8

15,2

14,4

14,6

17,1

Подземные водоисточники

10,1

9,8

9,6

10,3

11,2

 

 

Многолетние результаты исследований воды водопроводной и из колодцев,  при сравнении, намного отличаются: хуже вода в децентрализованных источниках. Поэтому при выборе источников водоснабжения  надо отдавать приоритет надежным и благополучным источникам, к которым относятся подземные скважины, как наиболее защищенные от загрязнения.   Кроме этого учитывать:

- место расположения источника (возможность организовать зоны санитарной охраны, отдаленность от источников загрязнений)

- достаточность запаса вод

- оценка действия сезонных и климатических факторов на качество воды источника водоснабжения

- качество воды

 

Как же добиться сохранения качественной воды в источнике или улучшения качества?

Для обеспечения качества питьевой воды должны быть приняты меры:

1. Организация зон санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»: выделяют для источников 3 зоны санитарной охраны . Так как в РА поверхностные водоемы  не используют в качестве источников водоснабжения для водопроводных сетей, остановимся на требованиях к организации ЗСО для подземных источников.

П.2.2.1.1. санПиН 2.1.4.1110-02 гласит: Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Граница 1 пояса устанавливается на расстоянии не менее 30м. от водозабора при использовании подземных вод и на расстоянии не менее 50м. при использовании недостаточно защищенных подземных вод (примечание: для определения защищенности подземных вод надо провести гидрогеологическую оценку). Несмотря на то, что подземные воды обычно залегают глубоко, при расположении объектов водоснабжения в  непосредственной близости от источников загрязнения (выгреба, бани, надворные туалеты) ,загрязнения могут фильтроваться и до водоносного горизонта. На практике уже имелись факты загрязнения подземных вод нефтепродуктами скважины  ОАО «Восход» с. Турочак.

П. 2.2.1.2 К недостаточно защищенным подземным водам относятся грунтовые воды, т.е.е подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта. (В практике это обычно вода колодцев, качество которых меняется в зависимости от сезонности, подвергнуто влиянию извне).

Возможно сокращение границ 1 пояса при наличии проекта организации ЗСО с подтверждающими данными, что водоносный горизонт защищен и на протяжении нескольких лет фактов ухудшения качества воды нет.

П. 2.2.2.1 Граница второго и третьего поясов зависит от типа водозабора, величины водозабора и гидрологических особенностей водоносного пласта (определяется гидродинимеческими расчетами).

Строгие требования предъявляются к содержанию 1 пояса ЗСО:

- Территория должна быть огорожена, благоустроена для отвода поверхностного стока за пределы.

- не допускается размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и пестицидов.

Во 2 поясе запрещается размещение складов ядохимикатов, ГСМ, кладбищ, скотомогильников, навозохранилищ, животноводческих предприятий.

2. Обеспечение удовлетворительного санитарно-технического состояния конструкций скважины, колодца, каптажа

Согласно требований СНиП 2.04.02-84 : Устье скважины следует располагать в наземном павильоне или подземной камере. Габариты павильона и поземной камеры следует принимать из условия размещения в нем электродвигателя, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов. Высоту павильона надлежит принимать не менее 2,4 м.

Требования к конструкции скважин: верхняя часть водозаборной части труб должна выступать над полом не менее чем на 0,5м. конструкция оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизацию, исключающую проникание в межтрубное и затрубное пространство скважины поверхностной воды и загрянений.

Требования к устройству шахтных колодцев указаны в СанПиН 2.1.4.1175-02 « Гигиенические требования к качеству воды нецетрализованного водоснабжения» :Верх шахтных колодцев должен быть выше поверхности земли не менее чем на 0,8м. При этом вокруг колодца должна предусматриваться отмостка шириной 2 м. с уклоном от колодца. Вокруг колодцев следует предусматривать устройство замка из глины или жирного суглинка глубиной 1,5-2м. и шириной 1м. Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер Оголовок колодца должен иметь крышку. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку.

Каптажные устройства (водосборные камеры) следует применять для захвата подземных вод из родников. Забор воды из восходящего родника следует осуществлять через дно каптажной камеры, из нисходящего через отверстия в стене камеры. Каптажные камеры должны быть защищены от поверхностных загрязнений, должны иметь горловину с люком и крышкой, оборудованы переливной трубой. Территория вокруг каптажа должна быть огорожена.

3. Удовлетворительное  содержание, своевременная дезинфекция водозаборных водопроводных сооружений.

Для нецентрализованных источников: в радиусе 20м. от колодца не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья. Забор воды из колодцев общественным ведром, запрещается использовать ведра, ковши  из дома.

Чистка колодца не реже 1 раза в год с одновременным текущим ремонтом. Колодец полностью освобождают от воды, очищают от попавших в него посторонних предметов и накопившегося ила. Стены шахты очищают механическим путем от обрастаний и загрязнений. Стены очищенного колодца орошают из гидропульта стен шахты колодца 5% раствором хлорной извести (50г. на 1 л.воды) из расчета 0,5л. На 1кв.м. поверхности После каждой чистки и ремонта должна проводиться дезинфекция водозаборных сооружений: путем внесения хлорсодержащих препаратов из расчета 100-150 мг. На 1л. Воды , закрывают колодец крышкой и оставляют на 1,5-2 часа. Откачивают воду, промывают чистой водой и заполняют колодец.

Дезинфекция водопроводных сооружений проводится при нестандартных анализах, при введении в эксплуатацию и после проведения ремонта. Из расчета 75-100 мг на 1 л. Воды при контакте 5-6 часов, при 50 мг/л время контакта 24ч.  Перед дезинфекцией водопроводных сооружений во всех случаях проводится из предварительная промывка, интенсивно промывается в течении 4-5 часов при максимально возможной скорости движения воды. После проведения дезинфекции вода с хлором сливается и сеть промывается чистой качественной водой и заполняется. Примечание: расчетный объем хлорного раствора для обеззараживания сети определяется по внутреннему объему труб с добавлением 3-5% (на вероятный излив). Объем 100 м. трубы при диаметре 50мм составляет 0,2ку.м.; 75 мм-0,5 куб.м.,100мм- 0,8 куб.м.,150-1,8 куб.м.,200мм- 3,2 куб.м.,250мм-5 ку.м.

Дезинфекция скважин при нестандартных анализах непосредственно из скважины. Из расчета 50-100 мг/л. На 3-6 часа. Через 3-6 часов производят откачку до исчезновения в воде заметного запаха хлора, после чего отбирают пробу.

На все случаи дезинфекции источники и сооружений должен быть представлен акт дезинфекции.

4. Своевременное прохождение медицинских осмотров персоналом, обслуживающим объекты водоснабжения.

Периодический медосмотр 1 раз в год.

 

 

5. Организация проведения производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой населению.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, Гигиенические требования к качеству воды.» производственный контроль осуществляется юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения. Периодичность отбора проб воды из источника – не менее 4раз в год (по сезонам года) на микробиологические показатели, 1 раз в год на санитарно-химические показатели.

Из распределительной сети на водопроводах, обслуживающих до 10 тыс. населения  2 пробы в месяц, до 20 тыс. населения 10 проб в месяц на микробиологические и органолептические показатели. Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее уязвимых точках (возвышенность, тупик).

Договора с лабораториями нужно заключать, при этом спрашивать аккредитацию.

Кратность указывается в программе производственного контроля.

6. Принятие профилактических мер по недопущению аварийных ситуаций

заключается в постоянном обслуживании систем водоснабжения, осмотр и выявление мест прорыва, своевременная замена участков водопровода, пришедшего в негодность. При возникновении аварийных ситуаций незамедлительное информирование органов Роспотребнадзора, оповещение населения. Все аварии должны фиксироваться в журнале учета аварийных ситуаций.

 

Для улучшения ситуации лучше всего использовать разработку программных мероприятий, планов на устранение нарушений.

На условия водопользования юридическое лицо или ИП должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил и норм.

Только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения идет процедура лицензирования!

 

 

1.2. Требования к организации сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов

П.  8.3. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» гласит:  в средствах размещения должна быть предусмотрена система санитарной очистки и убор территории (рациональный сбор, быстрое  удаление, надежное обезвреживание, целесообразная утилизация бытовых отходов) по СанПиН 42-128-4690.

 

П. 2.2.2. СанПиН 42-128-4690: Для сбора твердых бытовых отходов следует применять стандартные металлические контейнеры.

2.2.3. Площадки под контейнеры должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20м., забетонированы .

2.2.4. Металлические сборники отходов в летнее время время необходимо промывать (при сменяемой системе –после опорожнения, при несменяемой системе не реже 1 раза в 10 дней).

3.1. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого  места.

 

Вывоз ТБО специализированными организациями, имеющими полигон твердых бытовых отходов по договору.

1.3. Требования к содержанию пляжей.

 

Урны необходимо располагать на расстоянии 3-5 м. от полосы зеленых насаждений и не менее 10м. от уреза воды.

На территории пляжа должны быть общественные туалеты из расчета 1 на 75 посетителей.

Открытые и закрытые раздевалки должны ежедневно обрабатываться с применением дезинфицирующих растворов.

Ежегодно на пляж необходимо подсыпать  чистый песок или гальку.

1.4. Требования к средствам размещения.

 

П. 5.5. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»: средства размещения должны иметь удобные подъезды с необходимыми дорожными знаками, вымощенные пешеходные дорожки.

П.5.6. Прилегающая территория должна быть благоустроена, хорошо освещена в вечернее рвемя.

П.5.7. Средства размещения должны иметь:

- естественное и искусственное освещение

- холодное горячее водоснабжение, канализацию

- отопление, поддерживающее температуру не ниже 18,5 гр.С

- вентиляцию

-телефонную связь

П.5.8. Минимальная площадь жилой комнаты не менее 9кв.м., на одного проживающего в зданиях круглогодичного функционирования-6кв.м., сезонного- 4,5кв.м.

П. 5.9. В жилой комнате должны быть мебель (кровать, тумбочка, стол, стул, шкаф), инвентарь (прикроватный коврик, зеркало)

П.5.10. Санузел должен быть оборудован умывальником, унитазом, ванной или душем. При отсутствии санузла в номере  средства размещения должны иметь санитарные объекты общего пользования из расчета 1 сан.прибор на 10 человек, раздельные для мужчин и женщин.

6.1  Смена постельного белья проживающих не менее 1 раза в неделю, смена полотенец- не менее 1 раза в 3 дня.

 

2. О правилах  выдачи  санитарно-эпидемиологических заключений

 

При выполнении работ или оказании услуг необходимо соблюдать требования санитарных правил и нормативов. Для установления соответствия (несоответствия) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам хозяйственной или иной деятельности, работ и услуг проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза. Результатом проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы является выдача санитарно-эпидемиологического заключения.

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай доводит до сведения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, населения информацию о Порядке выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.

Приказом № 224 от 19.07.2007г. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, (далее Приказ) утвержден новый Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз.

Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя определяется в зависимости от конкретного вида и объема зкспертиз, но не может превышать двух месяцев.

Заявление на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) может быть зарегистрировано в Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай (территориальных отделах). При обращении Заявителю необходимо иметь при себе копии учредительных документов (ИНН, ОГРН), заверенные в установленном порядке и заполнить заявление установленного образца. В случае, если Заявитель не имеет полного набора документов, необходимых для проведения экспертизы, ему дают консультацию и вручают отпечатанный перечень документов. Специалистами Управления (территориальных отделов) принимаются решения о варианте проведения санэпидэкспертизы: либо  в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» (его филиалах) для проведения экспертизы и подготовки экспертного заключения; либо о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения при наличии необходимых документов. Для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения используются материалы мероприятий по государственному надзору, протоколы лабораторных исследований, проведенных по государственному надзору и производственному контролю.

Заявитель при регистрации заявления должен быть уведомлен о ходе (варианте) и сроках проведения экспертизы, о чем должна быть запись в заявлении (ознакомлен: дата, роспись, расшифровка Заявителя).

Всю необходимую информацию по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений можно получить на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай, либо обратившись по телефонам 6-42-36, 6-43-78.

  1. Вид деятельности (работ, услуг) указывается в строгом соответствии с регламентирующим документом – Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

Для эксплуатации объектов туризма  санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на следующие виды деятельности:

1) медицинская деятельность, при наличии лечебно-профилактических процедур и медицинского блока;

2) деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при наличии объектов торговли и общественного питания;

3) использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

  1. Заключение выдается на основании акта обследования (контрольно-надзорных мероприятий) предприятия за текущий год с выводами о соответствии (не соответствии) условий деятельности (выполняемых работ, услуг) требованиям санитарных норм  или на основании экспертных заключений.

На получение санитарно-эпидемиологического заключения необходимо представить пакет документов: заявление, копии свидетельств о регистрации, выписка из ЕГРН, документы, подтверждающие собственность, экспертное заключение или акт, протоколы лабораторных исследований, договора на вывоз ТБО и ЖО.

 

А теперь подробнее:

2.1. Экспертиза проектной документации:

В связи с тем, что к полномочиям Роспотребнадзора и его территориальных органов Градостроительным Кодексом РФ не отнесено осуществление деятельности по надзору за проектами строительства объектов, строящихся объектов и приемкой их в эксплуатацию, санитарно-эпидемиологическое заключение выдается только при отводе земельного участка под строительство объекта (о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам и нормам Основание п. 3 ст.12 Закона № 52 ФЗ)

Кроме того, санитарно-эпидемиологической экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологических заключений подлежит проектная документация, не подпадающая под действие ст. 49 Кодекса: проекты СЗЗ, ЗСО, ПДВ, проекты перепланировки при переводе помещений  из жилого в нежилое (согласование инженерных схем).

Прекращается практика согласования документов (схем, актов и пр.), участия в работе приемных комиссий, комиссий при администрациях муниципальных образований с подписанием актов и прочих документов.

2.2. Экспертиза продукции

Экспертиза осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Экспертиза проводится:

- при производстве на территории Республики Алтай продукции, подлежащей выдаче санитарно-эпидемиологического заключения (согласно утвержденного Перечня Приложения 2 Приказа № 224 от 19.07.07г);

- при проведении мероприятий по контролю, в т.ч. с оценкой качества реализуемой  продукции;

- при жалобах, обращениях граждан, юридических лиц на качество продукции, реализуемой на территории РА.

- при ввозе на территорию РФ (таможенном оформлении)

Кроме того, при реализации продукции юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в рамках  Программ производственного контроля  должен осуществляться контроль за качеством реализуемой продукции, в т.ч. с лабораторным подтверждением.

Порядок определяет перечень продукции, выдача санитарно-эпидемиологических заключений на которую осуществляется территориальными управлениями Роспотребнадзора, и перечень продукции, выдача санитарно-эпидемиологических заключений на которую осуществляется исключительно Руководителем (заместителями) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека,  в том числе:

  1. травяные чаи, сырье для производства продуктов детского питания, включая лекарственное растительное сырье, пищевые волокна, энергетические напитки (безалкогольные, слабоалкогольные), растительные экстракты для использования в пищевой промышленности;
  2. учебные издания для общего и начального профессионального образования с грифом Министерства образования и науки РФ;
  3. реагенты, используемые для подготовки питьевой воды, за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;
  4. бытовые устройства, предназначенные для очистки питьевой воды и др.

 

Обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения на объектах не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (Законом, санитарными правилами). Это объекты общественного питания, водоснабжения, торговли продуктами питания и др. Все прочие объекты оцениваются с позиции осуществляемых видов деятельности.

Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на следующие виды деятельности:

  1. фармацевтическую деятельность;
  2. медицинскую деятельность;
  3. производство лекарственных средств;
  4. деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  5. деятельность в области производства, и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртсодержащей продукции;
  6. образовательная деятельность;
  7. производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения;
  8. использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях;
  9. производство новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья;
  10. деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени, отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции.

Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения указанными лицами подается заявление о переоформлении с приложением документов, подтверждающих изменения. При переоформлении СЭЗ выдается новое СЭЗ с присвоением номера и даты, с указанием в тексте реквизитов (номера и даты выдачи) СЭЗ, взамен которого выдается новое. При переоформлении СЭЗ, ранее выданное санитарно-эпидемиологическое заключение подлежит возврату в орган Роспотребнадзора по месту получения.

В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится.

В случае выявления несоответствия факторов среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции) санитарным правилам и нормам выдается санитарно-эпидемиологического заключение о несоответствии с указанием причин несоответствия.

Соответствующие сведения вносятся в Реестр, который ведется в форме электронной базы данных в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, населения о продукции, работах,  услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях Роспотребнадзора.

Сведения Реестра являются общедоступными и размещаются на еженедельно обновляемом специализированном поисковом сервере в сети Интернет

3. О правилах организации производственного контроля

 

В целях реализации Федерального закона № 52 от 30.03.1999г. направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и принятого  Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля » По определению статей 11 «Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» и 32 «Производственный контроль» Федерального закона № 52 от 30.03.1999г

юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и осуществлять производственный контроль.

Целью системы производственного контроля - обеспечение безопасности (или) безвредности для человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также безопасность (или) безвредность для человека продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных бытовых нужд при их производстве, транспортировки, хранении и реализации населению. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном законом (статья 32, пункт 2, № 52-ФЗ  от 30 марта 1999), санитарными правила СП 1.1.1058-01  «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а так же изменения, дополнения к санитарным правилам СП 1.1.2193-07,  определяющие четкий порядок организации и проведения производственного контроля, на всех этапах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, технологическое оборудование, транспорт, рабочие места используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Проведение производственного контроля осуществляется хозяйствующими субъектами как комплекс организационно-технических  мероприятий посредством лабораторных исследований (испытаний), визуальным контролем самостоятельно или с привлечением  лабораторий аккредитованных  в установленном порядке, и в соответствии с разработанной и утвержденной руководителем организации, индивидуальным предпринимателем Программой (планом) производственного контроля.

В  Федеральном государственном управлении здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Алтай» так же имеется аккредитованный испытательно-лабораторный центр, который может провести микробиологические, физико-химические, радиологические, измерения, физические факторы (исследования воды, продуктов питания, термическая обработка итд.

Программа составляется юридическим лицом и индивидуальным и предпринимателем до начала осуществления деятельности. При изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях, в программу вносятся дополнения и изменения соответственно ( пункт 2 СП 1.1.2193-07).

Программа (план) производственного контроля составляется

в  произвольной форме и должна включать данные сформулированные в  пункте З,

санитарных правил 1,1.1058-01. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных

исследований  (испытаний) определяются с учетом санитарно-эпидемиологической

характеристики производства, наличия вредных производственных  факторов, степени их влияния на здоровье человека, результатов  лабораторных исследований и испытаний.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля (протокол лабораторных исследований, перечень должностей и список работников подлежащих медицинским осмотрам и гигиенической подготовки, перечень осуществляемых работ и услуг)  по запросам Управления Роспотребнадзора в РА.

Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии со статьей 11 № 52-ФЗ и  пунктом 2,7 СП 1,1.1058-01

 

4. Памятка для выезжающих в страны, где регистрируются случаи заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа А(H1N1)

Основным путем передачи нового вируса гриппа А (Н1N1) является вдыхание капель, выделяемых при разговоре, чихании или кашле. Любой человек, близко (приблизительно на расстоянии 1 метра) контактирующий с другим человеком, имеющим гриппоподобные заболевания (высокая температура, чихание, кашель, насморк, озноб, боль в мышцах и т.д.), подвергается риску воздействия потенциально инфекционных вдыхаемых капель.

Симптомы заболевания: головная боль, боли в мышцах, повышение температуры, кашель, ангина, насморк, у некоторых больных имели место рвота и диарея.

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рекомендует максимально ограничить посещение стран, где регистрируются заболевания, вызванные высокопатогенным  вирусом  гриппа.

В том случае, если Вы посещаете такие страны, Вам необходимо обратить внимание на следующее:

1. При посещении стран, где регистрируются заболевания, вызванные высокопатогенным  вирусом  гриппа, необходимо:

- избегать многолюдных мест

- стараться не прикасаться ко рту и носу

- ограничить контакты с местным населением

- не производить закупку мяса свиней

- при нахождении на территории зараженных стран использовать защитные марлевые маски или одноразовые респираторы

- проводить дезинфекцию посуды и предметов окружающей среды, как при сезонном гриппе

- выполнять правила личной гигиены - чаще мыть руки  водой с мылом или использовать средство для дезинфекции рук на спиртовой основе

2. При появлении первых признаков острых респираторных вирусных инфекций, немедленно обращайтесь за помощью в медицинские учреждения

3. Как правильно использовать маску?

- надевайте маску так, что бы она закрывала рот и нос, и крепко ее завязывайте так, что бы щелей между лицом и маской было, как можно меньше

- прикоснувшись к использованной маске, например при ее снятии  или умывании, вымойте руки

- использованную маску заменяйте на новую чистую, сухую маску, как только используемая маска станет сырой или влажной

- не следует использовать повторно одноразовые маски

- выбрасывайте одноразовые маски после каждого использования и утилизируйте их сразу после снятия

 

 

4. Возьмите с собой следующие медикаменты:

-жаропонижающие;

- средства от головной боли;

- препараты против диареи (расстройства кишечника);

- противоаллергические препараты;

-антисептические средства (в том числе влажные антисептические салфетки);

- защитные кремы от солнечного излучения, солнцезащитные очки;

-средства от насекомых;

- медикаменты, которые вы постоянно принимаете.

Выбрать медикаменты из перечисленных групп Вам поможет лечащий врач, либо фармацевт в аптеке.

 

5. О реализации Закона РФ «О защите прав потребителей»

при оказании туристских услуг.

 

Основным источником правового регулирования оказания туристских услуг выступают Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», Государственный стандарт РФ «Туристские услуги. Средства Размещения, Общие требования», а также другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность в области оказания туристских услуг.

Туристические компании подразделяют на туроператоров, те которые формируют, продвигают и реализуют туристский продукт и турагентов, те которые продвигают и реализуют туристский продукт.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность её правильного выбора. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно при заключении договора получить информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причинённых необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, то в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.

Турист имеет право на получение необходимой и достоверной информации о туристском продукте, установленную Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, которая в обязательном порядке должна содержать:

- информацию о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта – программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания и питания, услугах по перевозке потребителя в стране временного пребывания, о наличии экскурсовода, переводчика, а также других дополнительных услугах;

- информации об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

- о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт и другая;

С 1 июля 2007 года право предоставлять туристские услуги имеют лишь компании, занесённые в Единый Федеральный реестр туроператоров. Исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров, а также наличие у него действительного договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта – договор страховой ответственности туроператора, либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта – банковская гарантия.

Основным документом, подтверждающим наличие взаимных прав и обязанностей туристической организации и туриста, является договор на оказание туристских услуг.

Договор обязательно должен содержать:

- полное и сокращённое наименование, адрес, реестровый номер туроператора;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора;

- сведения о туристе;

- цена путёвки;

- полная и достоверная информация о туристском продукте;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- условия изменения и расторжения договора;

- сведения о порядке и сроках предоставления претензий к туроператору;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения.

Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами.

Основанием для расторжения договора на оказание туристских услуг являются существенные изменения обстоятельств из которых стороны исходили при заключении такого договора либо ненадлежащее качество оказания туристских услуг. К существенным изменениям обстоятельств относятся:

- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путёвке;

- изменение сроков совершения путешествия;

- непредвиденный рост транспортных тарифов;

- невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ от выдачи визы и т.д.).

Если оказанная услуга не соответствовала условиям договора с турфирмой потребитель имеет право предъявить претензию в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и выдвинуть требования, установленные статьёй 29 Закона РФ «О защите прав потребителе», а именно устранения недостатков услуги, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Потребитель имеет право отказаться от исполнения договора об оказании туристских услуг и потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в следствие некачественно оказанной услуги. Требования потребителя подлежат удовлетворению исполнителем в установленные законом сроки.

В соответствии со статьёй 15 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право требовать компенсации морального вреда за нарушение исполнителем его прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ.