Рекомендации потребителям при приобретении мобильных средств связи Печать

 

 

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без мобильного телефона. За последние несколько лет значительно выросло количество магазинов, предлагающих потребителю самые разнообразные модели и возможности телефонов, предназначенных для подвижной (сотовой) связи. В данном секторе потребительского рынка объёмы продаж растут огромными темпами. Однако, вместе с ростом количества покупок растёт и число неисправностей, обнаруживаемых в приобретенных телефонах.

Мобильный телефон – товар длительного пользования, а значит, покупка его – дело очень важное и серьёзное.

Рассмотрим практические рекомендации, необходимые потребителям при выборе и покупке мобильного телефона.

1. Расспросите менеджера магазина обо всём, что касается товара.

Помните, что на законодательном уровне потребительские отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», а также принятыми в соответствии с этим законом нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами продажи отдельных видов товаров, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 (с последующими изменениями и дополнениями).

При выборе постарайтесь быть взыскательным и дотошным покупателем – вы делаете приобретение не на один день. В торговых залах специализированных магазинов исследуйте демонстрационные образцы сотовых телефонов, на ярлыках которых должна быть указана вся необходимая информация (наименование, марка, модель, артикул, цена товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики). Не стесняйтесь задавать интересующие вопросы консультанту.

По вашему требованию продавец обязан предоставить также следующую информацию о товаре: дать сведения об изготовителе (наименовании, адресе (месте нахождения), организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателя и производящей ремонт товара, разъяснить правила и условия эффективного и безопасного использования товара. Определившись с маркой мобильного телефона, его ценой, дополнительными характеристиками и функциями, вы можете оформить покупку.

Приобретая новый сотовый телефон, не забудьте удостовериться: укомплектован ли товар техническим паспортом с указанием даты и места продажи либо инструкцией по эксплуатации на русском языке, гарантийным талоном. Проверьте вместе с продавцом, совпадает ли серийный номер, указанный в гарантийном талоне и в паспорте (инструкции), а также страна-изготовитель, с теми сведениями, которые зафиксированы на приобретаемом товаре под аккумуляторной батареей.

В случае если кассовый чек не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передаётся также товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара, а также лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.

Особое внимание следует обратить на данные о гарантийном сроке обслуживания телефона и необходимые действия в случае выполнения ремонтных работ. Следует знать, что гарантийный срок на товар устанавливает изготовитель. Определить свой гарантийный срок продавец может только в случае, когда его не определили на заводе. Он может увеличить (но ни в коем случае не уменьшить!) гарантийный срок, определённый предприятием-изготовителем.

Имейте в виду и следующее: если вдруг обнаружится, что купленный сотовый телефон надлежащего качества, имеющий сенсорный экран, вам разонравился или в нём слишком много ненужных для вас функций, продавец имеет полное право не возвращать вам за него уплаченные деньги и не менять на товар, более подходящий для вас.

2. Товар ненадлежащего качества.

1) Предъявление претензии.

Если у купленного товара (сразу или через некоторое время) обнаружится дефект, неисправность, вы должны предъявить продавцу претензию в письменном виде в 2-х экземплярах. В претензии надо указать свою фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о приобретённом товаре и выдвинуть одно из требований, которое вы предъявляете продавцу (перечень таких требований является закрытым, а речь о них пойдёт далее по тексту). К заявлению приложите копии чека о покупке и гарантийного талона, оставьте некачественный товар. Вам не вправе отказывать в приёме товара. Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан у вас принять товар ненадлежащего качества. Обращаясь к продавцу с претензией, вы возвращаете ему вашу покупку для проведения гарантийного ремонта, замены, проверки качества или насовсем. На время разрешения претензии ваш телефон будет на хранении у продавца, поэтому, передавая вещь, составьте вместе с продавцом сохранную расписку или акт о приёмке, в которых следует указать, когда и кто принял товар, описать сам товар, его отличительные признаки – серийный номер, марку, модель, отметить, в чём выражается дефект, а также оговорить наличие или отсутствие пломб и внешних повреждений (царапин, трещин, сколов, потёртостей), срок ремонта. Следует также указать, что вы сдаёте вместе с товаром (технический паспорт, гарантийный талон, гарнитуру и т.д.). В расписке (акте) должны стоять подписи и продавца, и покупателя. Если средство сотовой связи принято продавцом для осуществления гарантийного ремонта или замены в срок, превышающий 7 дней, не забудьте в письменной форме на весь период такого ремонта (замены) потребовать предоставления другого телефона с аналогичными потребительскими свойствами.

2) Требования потребителя при обнаружении в мобильном телефоне недостатков.

Помните, что в случае продажи товара ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, право выбора требования принадлежит покупателю (пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Так как оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями, относится к группе технически сложных товаров, перечень возможных прав потребителя при обнаружении недостатков по сравнению с другими товарами имеет свою специфику. На законодательном уровне имеются свои особенности их предъявления и удовлетворения.

Так, потребитель вправе потребовать осуществления одного из следующих действий:

- замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;

- расторжения договора между сторонами и возврата стоимости приобретённого товара.

При этом вы сможете предъявить какое-либо из названных требований лишь в течение определённого срока – 15 дней с даты покупки. После истечения этого срока удовлетворение требования возможно только при наличии одного из двух нижеследующих случаев:

- продавец превысил согласованный с потребителем срок для устранения недостатков оборудования беспроводной связи;

- телефон в течение года гарантийного обслуживания находился более одного раза в ремонте, а общий срок ремонта превысил 30 дней.

3) Сроки для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Незамедлительно удовлетворить любое из этих требований бывает невозможно, поэтому закон установил сроки их исполнения.

Если покупатель настаивает на возврате денег – на это продавцу даётся 10 дней.

Если покупатель просит заменить товар, то срок выполнения требования будет равен 7 дням. Но если надо провести дополнительную проверку (экспертизу) качества товара, то этот срок увеличивается до 20 дней, а если товар на замену следует откуда-то привезти, покупателю придётся ждать до 30 дней. Все указанные сроки начинают исчисляться со дня предъявления требования о замене.

Если речь идёт о гарантийном ремонте, то он выполняется либо незамедлительно, т.е. в минимальный период времени, технологически необходимый для проведения работ, либо срок его определяется письменным соглашением покупателя и продавца и не превышает 45 дней. Закон позволяет сторонам (именно обеим сторонам, а не по волевому решению продавца) заключать новое соглашение в письменной форме на установление другого срока, если по каким-то объективным причинам продавец не сможет уложиться в оговорённый ранее срок. Не могут являться основанием для заключения соглашения о новом сроке такие обстоятельства, как отсутствие необходимых запасных частей (деталей, материалов), оборудования или иные подобные причины.

В случае, если оговорённый срок всё же был нарушен, то по статье 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» вы вправе, написав соответствующее заявление продавцу, изменить своё требование на другое, а также потребовать выплаты неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки, полного возмещения убытков, причинённых вследствие продажи товара ненадлежащего качества, и компенсации морального вреда. При этом неустойка начисляется вплоть до того дня, когда продавец выполнит заявленное потребителем требование, или до дня вынесения судом решения. Неустойка может превышать цену самого товара, и право её уменьшения принадлежит только суду. Требования о возмещении убытков и уплаты неустойки (пени) могут быть удовлетворены в досудебном порядке. Удовлетворение же требования о компенсации морального вреда подведомственно только суду.

4) Проверка качества товара и экспертиза.

Если вдруг в вашем новеньком телефоне обнаружатся недостатки, необходимо выяснить причину их возникновения. Для установления факта возникновения неполадок продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) организация на основании договора и гарантийного талона обязаны провести проверку качества товара. Как правило, по результатам проведённого осмотра составляется акт, где подробно указываются причина и характер поломки. В случае возникновения спора о причинах появления недостатков на продавца возлагается обязанность провести экспертизу.

Экспертиза качества товара (во время действия гарантийного срока) проводится за счёт продавца. Однако, если экспертизой будет установлено, что в неисправности виноват сам потребитель, он обязан будет возместить расходы на экспертизу, на транспортировку и хранение товара. Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) организация отвечает за недостатки товара в том случае, если не докажет, что они возникли после передачи покупателю вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Если же недостаток товара будет выявлен, когда гарантийный срок уже истёк, но два года со дня продажи товара ещё не прошли, покупатель делает экспертизу за свой счёт. Но если она покажет, что неисправность возникла по вине производителя, то продавец обязан будет выплатить расходы на экспертизу и транспортировку, а также удовлетворить претензию покупателя.

Вы имеете полное право участвовать как при проведении проверки качества, так и при осуществлении экспертизы, а в случае несогласия с экспертным заключением – оспорить его в судебном порядке (при рассмотрении гражданского дела судом продавец обязан доказать причины возникновения недостатков товара).

И последний совет.

При замене некачественного мобильного телефона на другой телефон оформляется гарантийный талон, принадлежащий новому товару, а гарантийный срок отсчитывается со дня замены.

Согласно статье 24 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если производится замена некачественного товара на качественный такой же модификации (марки, модели, артикула), но товар уже успел подорожать, покупатель ничего не доплачивает.

Если покупатель требует за некачественный товар возврата денег, то в этом случае, если он подорожал, ему обязаны вернуть сумму, равную новой цене товара, а если товар подешевел, то ему возвращают сумму, указанную на чеке, то есть ту, которая была на момент покупки.

При возврате товара ненадлежащего качества, приобретённого потребителем за счёт потребительского кредита (займа), покупателю возвращается уплаченная за товар денежная сумма, а также возмещаются уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).

Проконсультироваться по вопросам защиты прав потребителей со специалистами Управления Роспотребнадзора можно по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 17-00, в пятницу рабочий день до 16-45, телефон «горячей линии»:  8(38822)6-42-41.

Номера телефонов и адреса территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в районах республики можно уточнить на нашем сайте.