Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Если вы вошли в автобус, а разменной нет монеты, Ни о чем не беспокойтесь, не ваша забота это. PDF Печать

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступило обращение от потребителя, что при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа кондукторы высаживают пассажиров по причине отсутствия сдачи с крупной купюры. Подобные обращения нередки, поэтому предлагаем потребителям ознакомиться с разъяснениями по указанному вопросу.

Пользуясь услугами общественного транспорта,  между исполнителем и пассажиром  заключается публичный договор. В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ исполнитель обязан заключить договор с каждым, кто к нему обратился  (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). По  действующему законодательству, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора допустим лишь: при отсутствии возможности выполнить работу, оказать услугу, продать товар в данный момент (нет товара, специалистов, материала и т.п.); при отсутствии возможности заключить договор на прежних условиях и по прежним ценам, если этому препятствуют обстоятельства непреодолимой силы; при наличии иных уважительных причин. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса".

На основании  ст. 786 ГК РФ -  по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения,  пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

В соответствии с требованиями ст. 37  Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор  не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.

Отсутствие разменной монеты не может расцениваться,  как уважительная причина отказа от заключения публичного договора, в силу того,  что п.3.8.1  письма Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" устанавливает обязанность Директора (его заместителя, заведующего, дежурного администратора и пр. ответственных лиц) предприятия обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе, в количестве, необходимом для расчетов с покупателями.

Потребитель  совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его основная  функция — заплатить. А вот перевозчик, если уж взялся предоставлять услугу,  обязан продумать каким образом он будет выполнять свои обязательства, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу.  Если все же произошла  подобная ситуация, то в первую очередь потребителю необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно.  Потребитель  имеет право обратиться с письменной жалобой на действия кондуктора к индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит автобус,  в отдел Администрации города, отвечающий за пассажирские перевозки, а также  обратится с иском в суд, при этом заблаговременно позаботившись о доказательной базе,  подтверждающей факт отказа в заключении  договора (видеосъемка, свидетельские показания и т.д.).

По вопросу обеспечения  кондукторов  разменными деньгами, специалистами Управления направлено письмо в адрес Региональной общественной организации  «Горно-Алтайский городской Союз    индивидуальных автопредпринимателей Республики Алтай».