Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Уроки финансовой грамотности. Урок № 8. Банковская карта PDF Печать

Банковская карта - выпущенная банком карта, привязанная к счету (или нескольким счетам). Используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через интернет, а также для внесения и снятия наличных.

Использование карт дает потребителям следующие выгодные возможности:

-  Снимать деньги со счета (по кредитным – с комиссией) и зачислять их на него, переводить деньги  между своими счетами и перечислять другим людям,

-  Получать справки и оплачивать коммунальные счета через банкомат (интернет), не посещая офис банка.

-  Расплачиваться без использования наличных во многих магазинах и сервисных предприятиях.

-  Делать покупки через интернет.

Карты бывают дебето́вые, кредитные и смешанного типа (например, дебетовые с овердрафтом) в зависимости от типа счета, к которому они привязаны. Однако, при этом, все типы карт обладают рядом общих свойств, связанных с тем, что это, в первую очередь, платежный инструмент. В настоящем документе речь идет о картах как о платежном инструменте. При этом нельзя забывать и об особенностях карт, связанных с характером счета, к которому они привязаны.

ПИН-код – ваш священный код

ПИН-код банковской карты – это 4 цифры, которые вы получаете в закрытом конверте вместе с картой и договором на обслуживание. В целях безопасности, эту комбинацию цифр должен знать только владелец карты. Если конверт был вскрыт до вас, укажите на этот момент сотруднику банка. Вам должны поменять код.

ПИН-код нужно помнить, чтобы иметь доступ к операциям с картой. Если вы не можете запомнить выданную комбинацию, вы можете поменять ее в банкомате на легко запоминающуюся для вас. Или обратиться в банк и вам помогут создать свой «удобный» ПИН-код. Но помните, что называть его никому не нужно.

Если вы все-таки забыли ПИН-код или потеряли конверт, где он указан, вам потребуется получить новую карту и новый ПИН-код в банке, так как его никто, кроме вас, знать не должен.  За досрочное переоформление карты с вас могут взять штраф.

Помнить свой ПИН-код нужно еще и потому, что, если вы неправильно наберете его в банкомате три раза, то счет карты автоматически заблокируется. В некоторых банках количество трех неправильных раз считается в течение суток, в других -  в течение месяца.

Чтобы ваш секретный код никто не узнал - не храните ПИН вместе с картой, а при наборе в банкомате или магазине прикрывайте ладонью.

ПИН код не нужно вводить в интернете при подтверждении платежей. И если вам предлагают это сделать при покупке онлайн,  значит, вам стоит насторожиться и уйти с этого сайта навсегда.

Никогда и никому не сообщайте ПИН-код по телефону.

Обязательно подключите СМС-оповещения и интернет-банк!

Управлять некоторыми действиям с картой можно с помощью мобильного телефона или через интернет. Банки предоставляют разные услуги такого рода: блокировка карты, перевод денег, пополнение счета, обязательные платежи. Но самой важной для всех пользователей является услуга СМС-оповещения всех действий по карте (или услуга «мобильный банк»).

Вы всегда будете в курсе, какие операции происходят  с вашей картой, сколько денег снял магазин, какой остаток на счете, дошли ли деньги, которые вы положили на карту, как изменился баланс.

И самое главное, вы всегда вовремя отреагируете, если увидите, что кто-то без вашего ведома пытается совершить покупку с вашего счета, зайти в интернет банк или снять наличные. На ваш телефон придет СМС, и вы сможете быстро блокировать операцию, позвонив в банк.

Вы не уйдете в технический овердрафт, если будете видеть остаток средств по карте на телефоне и сможете посмотреть последние операции в интернет-банке.

Что делать если карта потерялась или скомпрометирована

Карта – это собственность банка, но на ней лежат ваши деньги. Карту и данные о ней (ПИН-код и номер) нужно беречь и аккуратно с ними обращаться.

Особенно остерегайтесь потери данных о карте в интернете:

n  Никогда не вводите ПИН-код в интернете.

n  Не пользуйтесь картой на «сомнительных» сайтах.

n  Старайтесь не расплачиваться основной картой (например, на которую вам перечисляют зарплату) в интернет-магазинах, имейте для этого отдельную карту.

n  Установите на своем компьютере антивирус и регулярно обновляйте его.

Если вы потеряли карту, или вам кажется, что она скомпрометирована (т.е. информация о реквизитах карты (номере и ПИН-коде) могла стать доступной третьим лицам), или вам пришло СМС-сообщение, что кто-то уже пытается снять деньги/расплатиться картой – срочно блокируйте карту! Для этого нужно позвонить в отделение банка – номер всегда есть на карте, памятке клиента, договоре, сайте банка. Ваши деньги уже никто не снимет и не переведет. Сами снять наличные без карты вы сможете в вашем отделении банка по паспорту.

Приостановка, временная блокировка действия карты в случае утраты карты в любом банке - бесплатно.

Восстановление карты будет происходить путем замены на новую карту с новым ПИН-кодом. За досрочное изготовление карты банк может взять оплату. Если старая, «утерянная» карта впоследствии найдется, ее обязательно нужно сдать в банк.

Блокировка карты случается совершенно неожиданно. Ее восстановление займет время. А если карта у вас только одна и все деньги на ней? А если вы в поездке? Разумный выход - не держите все деньги на одной карте, распределите по нескольким. Если же карта только одна и ее блокировка застала вас в поездке, свяжитесь со своим банком и объясните ситуацию – как правило, банки по возможности помогают клиенту выйти из сложной ситуации (например, можно оговорить короткий промежуток времени, на который карта будет временно разблокирована, и предоставлена возможность снять необходимую сумму).

Нужно иметь в виду: для всех операций по карте через банковского служащего по телефону вам нужно будет сообщить определенную информацию, по которой банк удостоверится в том, что вы хозяин карты – попросят вас назвать кодовое слово, а возможно, и другие данные, например, номер паспорта, дату и место рождения и т. п

Что делать если с карты пропали деньги

Карта – это платежный инструмент, позволяющий пользоваться банковским счетом на расстоянии. При пользовании любым техническим средством могут случиться сбои и ошибки. Это особенно обидно, когда в результате тратятся  ваши деньги. Еще обиднее, когда доступом к счету завладели мошенники.

Изучите инструкцию банка по пользованию картой внимательно и запомните правила поведения в экстренных ситуациях:

Если со счета пропали деньги (в том числе при использовании онлайн-банка), вам необходимо:

- Получить  СМС-уведомление банка о списании средств без согласия клиента.

- Заявить об этом в банк в течение  суток.

- Получить подтверждение банка о блокировке карты.

- Получить равнозначную компенсацию за утраченные средства

- Получить  ответ о выпуске новой карты.

- Получить новую карту в банке, активировать карту, создать собственный ПИН-код.

Банк в соответствии с законом несет обязанность в полном объеме возместить заемщику убытки, возникшие вследствие неправомерного (несанкционированного) списания денежных средств. Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих банк от ответственности, лежит на банке как исполнителе услуг.

Если прошла двойная оплата одной покупки в магазине, вам необходимо:

Получить  СМС-уведомление банка о двойном списании средств за одну покупку.

Подать заявление в банк об отмене первой операции списания.

Получить подтверждение банка о возврате средств на счет.

Если при оплате покупки магазин снял дополнительную сумму (комиссию), вам необходимо:

Получить  СМС-уведомление банка о дополнительном списании средств за покупку.

Подать заявление в магазин о возврате комиссии. Данное заявление можно подать и через банк.

Получить подтверждение банка о возврате средств на счет.

При обращении в банк по телефону, чтобы зафиксировать факт блокировки карты или иного заявления, следует обязательно выяснить номер обращения и имя сотрудника его принявшего. В этом случае банк будет нести ответственность перед клиентом за несвоевременную блокировку карты и совершение с ней несанкционированных действий.

Если банк отказывается нести ответственность за несвоевременную блокировку карты и совершение с ней несанкционированных действий, обращайтесь в суд.

Контролируйте вашу карту – приход/расход, остаток, срок действия, подпись на карте

Перед любой покупкой или снятием/переводом денег следует проверять доступный баланс средств, внимательно контролировать суммы списания через СМС-уведомления банка. Одной из причин неожиданного перерасхода средств могут быть списание средств по кредиту, стоимость услуг СМС-оповещения, «мобильного банка», онлайн-банкинга и пр.

Если вы обнаружили незапланированный «недостаток» средств – посмотрите выписку по счету, позвоните в банк и выясните причину.

Если вы подозреваете мошенничество – заблокируйте карту и подайте заявление в банк о возврате средств.

Для дополнительного контроля состояния счета и операций по карте, сохраняйте все чеки.

Чтобы не оказаться в неудобной ситуации с невозможностью оплатить по карте, из-за того, что вышел срок ее действия, следите за сроком карты. Если вы не хотите, чтобы банк перевыпускал карту после окончания срока ее действия, обратитесь в банк заранее и заявите о своем намерении.

Карта без подписи владельца считается недействительной! По правилам международных платежных систем ее может уничтожить любой продавец. Такая ситуация вероятна при поездке заграницу, где правила работы с картами отличаются от практики, сложившейся в России.  Следит, чтоб подпись на карте была и хорошо читалась.

Карта, которую вы больше никогда не планируете использовать, подлежит уничтожению!

  1. 6. Карта и банкомат. Трудности контакта.

Получать наличные с карты и вносить наличные на карту, совершать различные платежи можно с помощью банкоматов.

Выгоднее использовать банкоматы того банка, в котором выпущена карта. Важно помнить, что при использовании банкоматов другого банка могут возникнуть неожиданные расходы (комиссии) за проведение операций (снятие наличных, перевод с карты на карту и т.п.).

Пользуйтесь «проверенными» банкоматами, желательно расположенными в отделениях банков или крупных магазинов/торгово-офисных центров/государственных учреждений. Если банкомат кажется вам подозрительным – воздержитесь от его использования. Соблюдайте правила личной безопасности: не используйте банкоматы, стоящие в безлюдных местах, не снимайте в одиночку крупные суммы.

Если вы едете за границу – уточните в банке возможные ограничения и дополнительные расходы при пользовании вашей картой в стране вашего предполагаемого пребывания. Это касается не только использования банкоматами, но и безналичной оплаты в торговых организациях.

При взаимодействии с банкоматом могут возникнуть следующие непредвиденные ситуации:

-  При снятии денег банкомат «съел» (заблокировал) карту.

-  Банкомат с функцией приема наличных купюр не зачислил деньги на счет.

-  В процессе перевода денег с помощью банкомата деньги пропали.

В таких ситуациях нужно срочно сообщить о проблеме банку и получить инструкцию от сотрудника банка. Через некоторое время получить ответ банка о решении проблемы и возврате денег на счет (возможно с помощью СМС).

Особенности донесения информации до пенсионеров

При работе с целевой аудиторией «пенсионеры» важно раскрыть  все вышесказанное о картах и особенно акцентировать внимание на том что:

-  ПИН-код не доверяйте никому.

-  По всем трудностям и сомнениям при работе с картой -  звоните в банк.  Всегда есть выход.