Что необходимо знать, оформляя договор страхования Печать

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают жалобы граждан на неправомочные действия страховых компаний. По этому поводу разъясняем. Согласно п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, а также в соответствии с п. 6 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) Роспотребнадзор, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области защиты прав потребителей, вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. В этой связи, сообщаем, что отношения возникающие при заключении договора страхования урегулированы главой 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 27.02.1992  № 4015-1 «Об организации страхового дела» (далее - Закон об организации страхового дела.). В то же время обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.3 ст. 3 Закона об организации страхового дела добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.

В любом случае, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации не установлена ответственность за отказ страховщика выполнить какое-либо требование страхователя, так как по своей сути связанное с данным фактом требование страхователя имеет имущественный характер.

По этой причине ни один государственный орган не вправе в административном порядке обязать какой-либо хозяйствующий субъект выполнить имущественные требования потребителей, поскольку таким правом обладают исключительно органы судебной власти, реализующие свои полномочия в этой части в рамках гражданского судопроизводства.  Так же следует учесть, что постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» определено,   что к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг (в том числе, и страхования) с участием гражданина (с учетом положений статьи 39 Закона), последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона, в частности, о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.  Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например,  договор страхования), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон  применяется в части, не урегулированной специальными законами. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона  потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Дополнительно сообщаем, что в рамках установленных полномочий определенных п. 5 ст. 40 Закона и соответствующих положений ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Роспотребнадзор и его территориальные органы могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (с приобретением необходимого объема процессуальных прав и обязанностей лица, участвующего в деле, посредством вынесения судом соответствующего определения). Такая форма участия Роспотребнадзора и его территориальных органов в судебных делах является основной при защите прав конкретных потребителей. В этой связи заинтересованное лицо вправе обратится в суд с заявлением о привлечении Роспотребнадзора (его территориальных органов) как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела - отдельным заявлением истца).

Специалисты Роспотребнадзора всегда готовы проконсультировать вас по вопросам ваших потребительских прав по телефону «горячей линии»: (38822)64241 в будни с 9-00 до 18-00, в пятницу с 9-00 до 16-45.