Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Покупка обуви: на что следует обратить внимание PDF Печать

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай напоминает, что с 1 июля 2020 года оптовая и розничная продажа немаркированной обуви запрещена.

Каждая пара обуви находящаяся в реализации должна иметь свой цифровой код Data Matrix. Этот код состоит из 123 знаков и содержит уникальную информацию о продукции. Отсканировав его с помощью специального приложения на смартфоне, потребитель узнает необходимые сведения о товаре, сможет проверить его до покупки и убедиться в качестве.

За достоверность данных отвечает производитель, импортёр и продавец. Наличие цифровой маркировки на обуви свидетельствует о том, что товар произведён законно, его качество соответствует заявленному.

Маркировку остатков обуви необходимо было осуществить до 1 июля 2020 года.

Маркировка остатков обуви произведенных или приобретенных до 1 июля 2020 года возможна до 1 сентября 2020 года только при наличии документов, подтверждающих срок приобретения.

Чтобы убедиться в легальности товара, нужно просканировать код маркировки с помощью приложения Честный ЗНАК. Оно доступно бесплатно для смартфонов на системе iOS и Andriod.

При сканировании покупатель получает подтверждение, легальный ли перед ним товар, информацию о производителе. С помощью приложения можно сканировать также штрих-коды и кассовые чеки.

За нарушение правил маркировки с 1 июля 2020 года предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 15.12 КоАП Российской Федерации (Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения).

Права потребителя при обнаружении недостатков в обуви

В случае обнаружения в товаре недостатков (если они не были оговорены продавцом) потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.

При этом потребитель вправе потребовать также возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

По общему правилу, данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока, а если такой срок не установлен, то в пределах 2 лет со дня покупки.

В случае приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня купли-продажи данной обуви.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) вышеизложенные требования только в случае, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи ему или появились по причинам, возникшим до этого момента.

Действия потребителя при обнаружении недостатков в обуви

Необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией с чётко сформулированными требованиями, составленной в двух экземплярах. Один экземпляр претензии необходимо лично вручить продавцу, либо направить письмом (желательно заказным с уведомлением). В случае вручения претензии на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, свои Ф.И.О. и подпись.

Сроки удовлетворения требования потребителя:

В течение 10 дней с момента получения претензии, если потребителем заявлено требование:

  • о соразмерном уменьшении покупной цены товара;
  • о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;
  • о возврате уплаченной за товар денежной суммы;
  • о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.

В течение 7 дней с момента получения претензии, если потребителем заявлено требование о замене товара, а в случае необходимости проведения дополнительной проверки качества такого товара – в течение 20 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Не более 45 дней, если потребителем заявлено требование об устранении недостатков товара.

В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре в течение гарантийного срока, Закон обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатка - экспертизу товара за свой счет.

Согласно ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (в т. ч. обувь) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если в день обращения потребителя к продавцу аналогичный товар отсутствует в продаже, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.